(Петров-Лавровский Василий Петрович; ок. 1729, Москва - 27.12.1802, Тобольск), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из семьи Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впосл. священником в московской ц. во имя Космы и Дамиана; старший брат Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова). Из-за болезни ног В. оставил обучение и занялся иконописью, затем поступил послушником в Александро-Невскую лавру, принял постриг и вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1764 г. Псковский еп. Иннокентий (Нечаев) пригласил В. на должность игумена псковского Елеазарова монастыря. В 1768 г. в сане архимандрита В. настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском мон-ре.
5 окт. 1768 г. В. был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского, став преемником Тобольского митр. Павла (Конюскевича); прибыл в Тобольск 8 марта следующего года. С назначением В. «кончилась в Тобольске митрополия, существовавшая ровно сто лет» (Сулоцкий. С. 10), при этом за Тобольским преосвященным было оставлено право ношения митры с крестом наверху и голубой, с источниками, митрополичьей мантии. В. отличался неутомимой деятельностью по распространению духовного просвещения в Сибири, особенно заботился о Тобольской ДС. В 1770 г. семинария была переведена из архиерейского дома в тобольский Знаменский монастырь, значительно расширился курс преподаваемых наук (введено преподавание греч. и татар. языков, математики, физики, высшего красноречия, географии, медицины), семинария получила хорошее по тому времени материальное обеспечение. 23 марта 1780 г. совместными усилиями В. и Иркутского еп. Михаила (Миткевича) была учреждена Иркутская ДС. При 2 сибир. семинариях были собраны богатые для своего времени б-ки, в к-рых помимо книг на рус. и иностранных языках хранились уникальные рукописи.
Много внимания В. уделял миссионерской деятельности. В 1769 г. он отправил в Пекин миссию и при ней 3 воспитанников Тобольской ДС для изучения кит. языка (см. Пекинская духовная миссия). В 1788-1789 гг. по благословению В. игум. Мисаил предпринял большое миссионерское путешествие в Туруханский край для восстановления Православия у остяков. В 1794 г. В. оказал помощь в снаряжении миссии из 10 иноков под начальством валаамского иером. Иоасафа (Болотова), отправившейся на Американский континент. Тобольскому епископу пришлось затратить много усилий для противодействия распространявшемуся в Сибири старообрядчеству. За годы управления В. Тобольской епархией самосожжения старообрядцев случались крайне редко.
Большое внимание В. уделял иконописанию. Строго наблюдал за качеством привозимых в его епархию икон, обращался в Синод с прошением «запретить писать и вывозить в Сибирь иконы без освидетельствования их местными архиереями». Поскольку большинство икон поступало из Суздальской епархии, Синод направил указ Суздальскому еп. Тихону (Якубовскому) о строгом контроле над местными иконописцами. В Тобольске В. допускал ко св. делу писания икон только после получения иконописцем специального аттестата, для этого необходимо было представить работы самому архиерею. В 1800 г. в Тобольской ДС им был открыт класс рисования. В. сам писал иконы и картины (ЦХАФ АК. Ист. очерк. Л. 84 об.); Н. А. Абрамов видел икону Божией Матери, написанную В., этой иконой архиерей благословил туринского воеводу Панаева (Абрамов. С. 6).
При В. в Сибири значительно расширилось храмоздательство. Каменные церкви были построены в Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Кузнецке, Барнауле, Енисейске, Канске и др. городах. По ходатайству В. в 1783 г. был учрежден Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Его первым настоятелем стал игум. Маргарит, под его рук. были построены тобольский архиерейский дом и колокольня Софийско-Успенского собора в Тобольском кремле. При В. собор был отремонтирован и 20 июля 1787 г. освящен.
В годы управления В. Сибирской епархией на жителей Тобольска неск. раз обрушивались стихийные бедствия, наиболее разрушительными были наводнение в 1784 г. и пожар в 1788 г.; архипастырь много трудов положил для того, чтобы утвердить в горожанах надежду на милость Божию, помогал пострадавшим деньгами. Современники называли В. «мужем евангельской кротости и праведной жизни» (Абрамов. С. 7). Он подолгу молился, был строгим постником, спал на голых досках и любил уединение, для молитвы иногда удалялся в Междугорский Иоанновский муж. мон-рь. Сохранились свидетельства о том, что Господь сподобил В. даров прозорливости и утешения находящихся в скорбях. 6 нояб. 1792 г. В. был возведен в сан архиепископа. Награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Александра Невского (1801). По завещанию погребен в Златоустовском приделе тобольского кафедрального собора, рядом со свт. Иоанном (Максимовичем).
Канонизация В. состоялась в 1984 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было установлено празднование Собору святых, в земле Сибирской просиявших.